Перейти к содержанию

Строение GNU/Linux. Часть 1.⚓︎

Дистрибутив по Linux for yourself собрать нельзя, не умея читать документацию, искать нужную информацию в интернете и не зная строение Linux. Именно о строении и пойдёт речь в этой статье. Первая часть даст базовые сведения, а в следующих частях структура типичного Linux-дистрибутива будет рассмотрена подробнее.

Linux for yourself старается придерживаться стандартов FHS и LSB (о них далее).

Термины⚓︎

  • FHS (Filesystem Hierarchy Standart) - документ, который определяет схему директорий в UNIX-системах. FHS разработан, чтобы предоставить общую схему для упрощения независимой от дистрибутива разработки программного обезпечения (далее - ПО). Другими словами, это стандарт, унифицирующий местонахождение файлов и каталогов с общим назначением в файловой системе UNIX. Таблицу директорий и другую информацию вы сможете лицезреть здесь.
  • LSB (Linux Standart Base) - совместный проект дистрибутивов Linux при организации Linux Foundation, целью которого является стандартизация их внутренней инфраструктуры. Цель LSB - разработать и продвигать набор стандартов, который увеличит совместимость различных дистрибутивов Linux и даст возможность запускать приложения на любой совместимой системе; помимо этого, LSB помогает сконцентрировать усилия в привлечении разработчиков к написанию и портированию ПО. LSB сертифицирует стандартные библиотеки, пару утилит, структуру иерархии файловой системы (далее - ФС), уровни запуска и et cetera.
  • конфиг - сленговое. Означает "конфигурационный файл".
  • юзер - сленговое. Означает "пользователь".
  • ФС - сокращение от "файловая система".

Filesystem Hierarchy Standard⚓︎

В данном разделе речь пойдёт про иерархию ФС Linux. Может быть применимо и к другим UNIX-Like системам и дистрибутивам, главное, чтобы они соответствовали стандарту FHS. Всякие NixOS и Gobo Linux не рассматриваем.

Независимые классификации в FHS⚓︎

Спецификация FHS основывается на идее существования двух независимых классификаций файлов: разделяемых и неразделяемых, а также изменяемые и статичные. Разделяемые данные могут распространяться на несколько хостов; неразделяемые специфичны для конкретного хоста (например, конфиги). Соответственно, изменяемые файлы изменяются, а статичные - нет (за исключением установки и обслуживания системы).

Резюме. 4 возможные комбинации + нужные директории.

- Разделяемые Неразделяемые
статичные /usr /opt /etc /boot
изменяемые /var/mail /var/run

Само строение ОС⚓︎

Процесс загрузки⚓︎

В данной статье загрузка ПК, BIOS, UEFI и прочее будет пропущено, ибо это не тема этой статьи.

Начнём с загрузчика. Их очень много - GRUB2, rEFInd, systemd-boot, syslinux и другие. Но самым популярным является, конечно, GRUB2. Задача загрузчика - инициализировать ядро Linux (в нашем случае). В помощь ядру загрузчик обычно использует начальный образ загрузки - initrd или initramfs, представляющий собой архив с образом файловой системы, разворачивающейся в ОЗУ в начале загрузки. В initrd/initramfs находятся нужные драйверы, скрипты и прочее, что необходимо для инициализации оборудования и прочих целей.


После начального образа загружается ядро. Находится в /boot, в своём названии имеет vmlinuz:

  • vm - поддержка виртуальной памяти;
  • linu - когда-то называлось linux, но позже сократилось до текущего состояния, потому что необходимо указать факт сжатия ядра (следующий пункт);
  • z - указатель того, что файл с ядром сжат (Поддерживаются форматы сжатия: gzip, bzip2, lzma, xz, lzo, lz4, zstd).

Ядро Linux является монолитным.

Плюсы монолитного ядра

  • Более прямой доступ к аппаратным средствам
  • Проще обмен данными между процессами
  • Процессы реагируют быстрее

Минусы монолитного ядра

  • Большой размер
  • Занимает много оперативной памяти
  • Менее безопасно

Монолитное ядро больше и несколько сложнее других видов ядер. Ну и вспомните спор Таненбаума и Торвальдса. Но у Linux есть достоинство - это модули ядра. Подключать нужные модули можно буквально на лету. вы можете запускать процессы сервера, подключать виртуализацию, а также полностью заменить ядро без перезагрузки. Например, команда

modprobe qemu-nbd

Подключит соответствующий модуль qemu-nbd.

GNU/Linux состоит из четырёх основных частей:

  • Ядро Linux — основная интересующая нас часть; ядро создаёт абстрактный слой и является «посредником» между первыми двумя частями и hardware-частью компьютера;
  • Hardware controllers (контроллеры оборудования) — подсистема, охватывающая все возможные физические устройства, такие как CPU, устройства памяти, жёсткие диски, сетевые карты — все они являются частью этой подсистемы
  • OS services (службы операционной системы) — службы, которые обычно считаются частью операционной системы.
  • User applications (пользовательские приложения) — набор пользовательских приложений, который в разных дистрибутивах Linux может быть разным. Например, в Linux For Yourself предложен самый небольшой набор ПО, которого хватит для корректной работы операционной системы.

kernel1

Каждая подсистема может взаимодействовать только с двумя соседними, расположенными непосредственно «выше» и «ниже» её уровня. Кроме того, зависимости между этими подсистемами направлены сверху вниз: слои, расположенные выше — зависят от частей ниже, но части, расположенные ниже — не зависят от частей выше их.

Ядро Linux состоит из пяти основных подсистем:

  • Process Scheduler (SCHED) — планировщик процессов, отвечает за контроль над доступом процессов к CPU. Планировщик обеспечивает такое поведения ядра, при котором все процессы имеют справедливый доступ к центральному процессору;
  • Memory Manager (MM) — менеджер памяти, обеспечивает различным процессам безопасный доступ к основной памяти системы. Кроме того, MM обеспечивает работу виртуальной памяти, которая позволяет процессам использовать больше памяти, чем реально доступно в системе. Выделенная, но неиспользуемая память вытесняется на файловую систему, и при необходимости — возвращается из неё обратно в память (swapping);
  • Virtual File System (VFS) — виртуальная файловая система, создаёт абстрактный слой, скрывая детали оборудования, предоставляя общий файловый интерфейс для всех устройств. Кроме того, VFS поддерживает несколько форматов файловых систем, которые совместимы с другими операционными системами;
  • Network Interface (NET) — сетевые интерфейсы, обеспечивает работу с различными сетевыми стандартами и сетевым оборудованием;
  • Inter-Process Communication (IPC) — межпроцессная подсистема, поддерживающая несколько механизмов для process-to-process связей в единой Linux-системе.

kernel2 kernel3

Символом ядра Linux является Tux, отличающийся от «обычных» пингвинов жёлтым цветом клюва и лап. Однако, в качестве символа Linux 2.6.29 был принят Tuz (тасманский дьявол), изображение которого ранее служило талисманом конференции linux.conf.au 2009. В следующих версиях ядра используется предыдущий пингвин Tux. Его можно наблюдать и поныне.

Tux Tux

Tuz Tuz


После ядра стартует init - подсистема инициализации в UNIX-ах, которая запускает все остальные процессы. Имеет PID=1. Раньше, де-факто стандартным инитом в GNU/Linux был SysVinit. Однако, в самом начале 10-ых были попытки заменить SysVinit на другую систему инициализации. Например, в Ubuntu первое время использовался upstart от Canonical, а в Gentoo Linux используется OpenRC. Также был создан systemd, на который в данный момент перешло большинство дистрибутивов Linux.

Достоинства systemd

  • Агрессивная параллелизация и прочее, что позволяет существенно ускорить загрузку ОС
  • Запуск сервисов по расписанию (вместо cron)
  • Смена корня (вместо chroot)
  • Простой и лаконичный синтаксис служб

Недостатки systemd

  • Не Unix Way. systemd - монолитная и сложная система, заменяющая собой не только инит, но и планировщик, менеджер сети, утилиту по смене корня системы, просмотрщик логов и пр, что не особо нужно многим пользователям
  • systemd требуется несколько больше ресурсов, чем его менее прожорливым товарищам, из-за чего на старом железе лучше использовать дистрибутив с другой системой инициализации, например, классическим SysVinit

И теперь про SysVinit.

Достоинства SysVinit

  • Устоявшаяся и хорошо понятная система
  • Простая настройка
  • Стабильная и надёжная работа

Недостатки SysVinit

  • Неудобная (а для некоторых ещё и сложная) работа с сервисами
  • Последовательная обработка задач загрузки, что может в некоторых случаях замедлить скорость старта ОС

После инита загружается командная оболочка, коих так же довольно много:

  • bourne shell (sh) - "тот самый";
  • bourne again shell (bash) - ставшая классической в Linux оболочка, которая используется во многих дистрибутивах по умолчанию. В Linux for yourself /bin/sh является символической ссылкой на /bin/bash;
  • BusyBox - представляет собой целое пользовательское окружение, в том числе, командную оболочку (вызов: busybox sh). Достоинство: малый размер и небольшие требования к аппаратуре;
  • Z shell (zsh) - мощная современная оболочка. Она почти полностью совместима с bash, но имеет преимущества, такие как улучшенное завершение на клавишу Tab (англ. tab completion), автоматическое исправление опечаток и огромное количество разработанных сообществом плагинов. К слову, именно она по умолчанию используется в macOS.
  • friendly interactive shell (fish) - удобная оболочка, которая "из коробки" имеет подсветку синтаксиса, автодополнения, генерируемые из мануалов, и т. п. Из минусов нужно выделить несовместимость со спецификацией POSIX sh;
  • et cetera.

Командная оболочка прописана в стандарте POSIX и необходима для работы системы. В Linux for yourself список оболочек содержится в файле /etc/shells.


Далее идёт графика. О ней можно говорить очень много, ибо тема довольно объёмная, но я опишу всё вкратце.

Состоит из следующих компонентов:

  • Display Server - дисплейный сервер;
  • Display Manager (DM) - дисплейный менеджер;
  • Desktop Manager (DE) - рабочее окружение.

Рабочее окружение (DE) можно разделить на следующее:

  • WM (Window Manager) - программа, которая управляет отображением окон в системе GUI (Graphic User Interface) - графическом интерфейсе пользователя;
  • Средство запуска ПО;
  • Панель, на которой располагаются апплеты/виджеты:
  • средство запуска приложений;
  • апплет переключения между открытыми окнами;
  • апплет системного трея;
  • другие апплеты/виджеты по усмотрению пользователя.
  • Файловый менеджер, задача которого - не только работа с файлами, но и управление иконками на рабочем столе;
  • Менеджер обоев рабочего стола;
  • Приложения по умолчанию (эмулятор терминала, файловый менеджер (см. по списку выше), настройки системы и рабочего окружения, et cetera);
  • et cetera.
Example

Хочу заострить ваше внимание на том, что оконный менеджер, панель и некоторые другие компоненты можно использовать и отдельно от рабочего окружения. Например, оконные менеджеры Fluxbox, Openbox, i3-wm, Awesome, Sway и др. используются отдельно от DE. Также существуют отдельные файловые менеджеры, которые так же поставляются отдельно от рабочего окружения.

Предупреждение

Не путайте понятия "рабочий стол" и "рабочее окружение". Хотя эти два термина похожи, но значения немного разные.


Теперь описание компонентов графики.

Display server⚓︎

Дисплейный сервер - программа, отвечающая за координацию ввода и вывода своих клиентов с ОС, а также между оборудованием и ОС. Именно благодаря Display Server вы используете Linux в графическом режиме, а не в TTY. Когда говорят "дисплейный сервер", нередко имеют ввиду Xorg, Wayland, Mir и прочие.

Display Manager⚓︎

Первая программа, которая запускается при старте графики. Её основные задачи:

  • запросить аутентификационные данные нужного пользователя (имя, пароль или отпечаток пальца);
  • выбрать, какую среду рабочего стола запустить.

Примеры DM:

  • LightDM;
  • XDM;
  • GDM (из состава GNOME);
  • SDDM (из состава KDE);
  • TDM (из состава Trinity);
  • WDM (из состава Window Maker).

Как и упоминалось ранее, дисплейные менеджеры можно использовать и отдельно от DE.

Window Manager⚓︎

Я не случайно начал именно с WM. Во-первых, про DE было сказано выше, а во-вторых, оконный менеджер можно использовать отдельно от всего громоздкого рабочего окружения. Что такое WM было так же сказано выше. Можно выделить три вида оконных менеджеров:

  • Стековые (плавающие, англ. stacking, floating) следуют классической метафоре, которая на данный момент самая удобная и популярная. Классическое расположение окон, которые могут накладываться и перекрывать друг друга;
  • Фреймовые (англ. tiling) WM располагают окна в виде фреймов (плиток), эти фреймы не способны перекрывать друг друга, подобное поведение встречается в графическом интерфейсе Windows 1.x. Наиболее удобно использовать такие оконные менеджеры посредством клавиатуры, хотя поддержка мыши во многих из них также присутствует;
  • Динамические (например, i3wm) - динамически переключаются между двумя режимами, описанными выше (стековый и фреймовый режимы). Поддержка мыши есть в большинстве из них.
К началу