Строение GNU/Linux. Часть 1.⚓︎
Дистрибутив по Linux for yourself собрать нельзя, не умея читать документацию, искать нужную информацию в интернете и не зная строение Linux. Именно о строении и пойдёт речь в этой статье. Первая часть даст базовые сведения, а в следующих частях структура типичного Linux-дистрибутива будет рассмотрена подробнее.
Linux for yourself старается придерживаться стандартов FHS
и LSB
(о них далее).
Термины⚓︎
FHS
(Filesystem Hierarchy Standart
) - документ, который определяет схему директорий в UNIX-системах. FHS разработан, чтобы предоставить общую схему для упрощения независимой от дистрибутива разработкипрограммного обезпечения
(далее -ПО
). Другими словами, это стандарт, унифицирующий местонахождение файлов и каталогов с общим назначением в файловой системе UNIX. Таблицу директорий и другую информацию вы сможете лицезреть здесь.LSB
(Linux Standart Base
) - совместный проект дистрибутивов Linux при организации Linux Foundation, целью которого является стандартизация их внутренней инфраструктуры. Цель LSB - разработать и продвигать набор стандартов, который увеличит совместимость различных дистрибутивов Linux и даст возможность запускать приложения на любой совместимой системе; помимо этого, LSB помогает сконцентрировать усилия в привлечении разработчиков к написанию и портированию ПО. LSB сертифицирует стандартные библиотеки, пару утилит, структуру иерархиифайловой системы
(далее -ФС
), уровни запуска и et cetera.конфиг
- сленговое. Означает "конфигурационный файл".юзер
- сленговое. Означает "пользователь".ФС
- сокращение от "файловая система".
Filesystem Hierarchy Standard⚓︎
В данном разделе речь пойдёт про иерархию ФС Linux. Может быть применимо и к другим UNIX-Like системам и дистрибутивам, главное, чтобы они соответствовали стандарту FHS
. Всякие NixOS и Gobo Linux не рассматриваем.
Независимые классификации в FHS⚓︎
Спецификация FHS основывается на идее существования двух независимых классификаций файлов: разделяемых и неразделяемых, а также изменяемые и статичные. Разделяемые данные могут распространяться на несколько хостов; неразделяемые специфичны для конкретного хоста (например, конфиги). Соответственно, изменяемые файлы изменяются, а статичные - нет (за исключением установки и обслуживания системы).
Резюме. 4 возможные комбинации + нужные директории.
- | Разделяемые | Неразделяемые |
---|---|---|
статичные | /usr /opt | /etc /boot |
изменяемые | /var/mail | /var/run |
Само строение ОС⚓︎
Процесс загрузки⚓︎
В данной статье загрузка ПК, BIOS, UEFI и прочее будет пропущено, ибо это не тема этой статьи.
Начнём с загрузчика. Их очень много - GRUB2
, rEFInd
, systemd-boot
, syslinux
и другие. Но самым популярным является, конечно, GRUB2
.
Задача загрузчика - инициализировать ядро Linux (в нашем случае). В помощь ядру загрузчик обычно использует начальный образ загрузки - initrd
или initramfs
, представляющий собой архив с образом файловой системы, разворачивающейся в ОЗУ в начале загрузки. В initrd
/initramfs
находятся нужные драйверы, скрипты и прочее, что необходимо для инициализации оборудования и прочих целей.
После начального образа загружается ядро. Находится в /boot
, в своём названии имеет vmlinuz
:
vm
- поддержка виртуальной памяти;linu
- когда-то называлосьlinux
, но позже сократилось до текущего состояния, потому что необходимо указать факт сжатия ядра (следующий пункт);z
- указатель того, что файл с ядром сжат (формат сжатия обычноzlib
. Не всегда используется именно это сжатие, иногда можно встретитьLZMA
илиBZIP2
, поэтому некоторые ядра называют простоzImage
).
Ядро Linux является монолитным
.
Плюсы монолитного ядра
- Более прямой доступ к аппаратным средствам
- Проще обмен данными между процессами
- Процессы реагируют быстрее
Минусы монолитного ядра
- Большой размер
- Занимает много оперативной памяти
- Менее безопасно
Монолитное ядро больше и несколько сложнее других видов ядер. Ну и вспомните спор Таненбаума и Торвальдса. Но у Linux есть достоинство - это модули ядра. Подключать нужные модули можно буквально на лету. вы можете запускать процессы сервера, подключать виртуализацию, а также полностью заменить ядро без перезагрузки. Например, команда
modprobe qemu-nbd
Подключит соответствующий модуль qemu-nbd
.
GNU/Linux состоит из четырёх основных частей:
Ядро Linux
— основная интересующая нас часть; ядро создаёт абстрактный слой и является «посредником» между первыми двумя частями и hardware-частью компьютера;Hardware controllers
(контроллеры оборудования) — подсистема, охватывающая все возможные физические устройства, такие как CPU, устройства памяти, жёсткие диски, сетевые карты — все они являются частью этой подсистемыO/S services
(службы операционной системы) — службы, которые обычно считаются частью операционной системы. Например, оконные менеджеры. Ну и программный интерфейс ядра (компиляторы и прочее);User applications
(пользовательские приложения) — набор пользовательских приложений, который в разных дистрибутивах Linux может быть разным. Например, в Linux For Yourself предложен самый небольшой набор ПО, которого хватит для корректной работы операционной системы.
Каждая подсистема может взаимодействовать только с двумя соседними, расположенными непосредственно «выше» и «ниже» её уровня. Кроме того, зависимости между этими подсистемами направлены сверху вниз: слои, расположенные выше — зависят от частей ниже, но части, расположенные ниже — не зависят от частей выше их.
Ядро Linux состоит из пяти основных подсистем:
Process Scheduler
(SCHED
) — планировщик процессов, отвечает за контроль над доступом процессов к CPU. Планировщик обеспечивает такое поведения ядра, при котором все процессы имеют справедливый доступ к центральному процессору;Memory Manager
(MM
) — менеджер памяти, обеспечивает различным процессам безопасный доступ к основной памяти системы. Кроме того, MM обеспечивает работу виртуальной памяти, которая позволяет процессам использовать больше памяти, чем реально доступно в системе. Выделенная, но неиспользуемая память вытесняется на файловую систему, и при необходимости — возвращается из неё обратно в память (swapping);Virtual File System
(VFS
) — виртуальная файловая система, создаёт абстрактный слой, скрывая детали оборудования, предоставляя общий файловый интерфейс для всех устройств. Кроме того, VFS поддерживает несколько форматов файловых систем, которые совместимы с другими операционными системами;Network Interface
(NET
) — сетевые интерфейсы, обеспечивает работу с различными сетевыми стандартами и сетевым оборудованием;Inter-Process Communication
(IPC
) — межпроцессная подсистема, поддерживающая несколько механизмов для process-to-process связей в единой Linux-системе.
Символом ядра Linux является Tux, отличающийся от «обычных» пингвинов жёлтым цветом клюва и лап. Однако, в качестве символа Linux 2.6.29 был принят Tuz (тасманский дьявол), изображение которого ранее служило талисманом конференции linux.conf.au 2009. В следующих версиях ядра используется предыдущий пингвин Tux. Его можно наблюдать и поныне.
Tux
Tuz
После ядра стартует init
- подсистема инициализации в UNIX-ах, которая запускает все остальные процессы. Имеет PID
=1. Раньше, де-факто стандартным инитом в GNU/Linux был SysVinit. Однако, в самом начале 10-ых были попытки заменить SysVinit на другую систему инициализации. Например, в Ubuntu первое время использовался upstart
от Canonical, а в Gentoo Linux используется OpenRC. Также был создан systemd
, на который в данный момент перешло большинство дистрибутивов Linux.
Достоинства systemd
- Агрессивная параллелизация и прочее, что позволяет существенно ускорить загрузку ОС
- Запуск сервисов по расписанию (вместо
cron
) - Смена корня (вместо
chroot
) - Простой и лаконичный синтаксис служб
Недостатки systemd
- Не Unix Way. systemd - монолитная и сложная система, заменяющая собой не только инит, но и планировщик, менеджер сети, утилиту по смене корня системы, просмотрщик логов и пр, что не особо нужно многим пользователям
- systemd требуется несколько больше ресурсов, чем его менее прожорливым товарищам, из-за чего на старом железе лучше использовать дистрибутив с другой системой инициализации, например, классическим
SysVinit
И теперь про SysVinit
.
Достоинства SysVinit
- Устоявшаяся и хорошо понятная система
- Простая настройка
- Стабильная и надёжная работа
Недостатки SysVinit
- Неудобная (а для некоторых ещё и сложная) работа с сервисами
- Последовательная обработка задач загрузки, что может в некоторых случаях замедлить скорость старта ОС
После инита загружается командная оболочка
, коих так же довольно много:
bourne shell
(sh) - "тот самый";bourne again shell
(bash) - ставшая классической в Linux оболочка, которая используется во многих дистрибутивах по умолчанию. В Linux for yourself/bin/sh
является символической ссылкой на/bin/bash
;BusyBox
- представляет собой целое пользовательское окружение, в том числе, командную оболочку (вызов:busybox sh
). Достоинство: малый размер и небольшие требования к аппаратуре;Z shell
(zsh) - мощная современная оболочка. Она почти полностью совместима с bash, но имеет преимущества, такие как улучшенное завершение на клавишу Tab (англ. tab completion), автоматическое исправление опечаток и огромное количество разработанных сообществом плагинов. К слову, именно она по умолчанию используется в macOS.friendly interactive shell
(fish) - удобная оболочка, которая "из коробки" имеет подсветку синтаксиса, автодополнения, генерируемые из мануалов, и т. п. Из минусов нужно выделить несовместимость со спецификацией POSIX sh;- et cetera.
Командная оболочка прописана в стандарте POSIX и необходима для работы системы.
В Linux for yourself список оболочек содержится в файле /etc/shells
.
Далее идёт графика. О ней можно говорить очень много, ибо тема довольно объёмная, но я опишу всё вкратце.
Состоит из следующих компонентов:
Display Server
- дисплейный сервер;Display Manager
(DM) - дисплейный менеджер;Desktop Manager
(DE) - рабочее окружение.
Рабочее окружение (DE) можно разделить на следующее:
WM
(Window Manager) - программа, которая управляет отображением окон в системе GUI (Graphic User Interface) - графическом интерфейсе пользователя;- Средство запуска ПО;
- Панель, на которой располагаются апплеты/виджеты:
- средство запуска приложений;
- апплет переключения между открытыми окнами;
- апплет системного трея;
- другие апплеты/виджеты по усмотрению пользователя.
- Файловый менеджер, задача которого - не только работа с файлами, но и управление иконками на рабочем столе;
- Менеджер обоев рабочего стола;
- Приложения по умолчанию (эмулятор терминала, файловый менеджер (см. по списку выше), настройки системы и рабочего окружения, et cetera);
- et cetera.
Example
Хочу заострить ваше внимание на том, что оконный менеджер, панель и некоторые другие компоненты можно использовать и отдельно от рабочего окружения. Например, оконные менеджеры Fluxbox, Openbox, i3-wm, Awesome, Sway и др. используются отдельно от DE. Также существуют отдельные файловые менеджеры, которые так же поставляются отдельно от рабочего окружения.
Предупреждение
Не путайте понятия "рабочий стол" и "рабочее окружение". Хотя эти два термина похожи, но значения немного разные.
Теперь описание компонентов графики.
Display server⚓︎
Дисплейный сервер - программа, отвечающая за координацию ввода и вывода своих клиентов с ОС, а также между оборудованием и ОС. Именно благодаря Display Server вы используете Linux в графическом режиме, а не в TTY. Когда говорят "дисплейный сервер", нередко имеют ввиду Xorg
, Wayland
, Mir
и прочие.
Display Manager⚓︎
Первая программа, которая запускается при старте графики. Её основные задачи:
- запросить аутентификационные данные нужного пользователя (имя, пароль или отпечаток пальца);
- выбрать, какую среду рабочего стола запустить.
Примеры DM:
- LightDM;
- XDM;
- GDM (из состава GNOME);
- SDDM (из состава KDE);
- TDM (из состава Trinity);
- WDM (из состава Window Maker).
Как и упоминалось ранее, дисплейные менеджеры можно использовать и отдельно от DE.
Window Manager⚓︎
Я не случайно начал именно с WM. Во-первых, про DE было сказано выше, а во-вторых, оконный менеджер можно использовать отдельно от всего громоздкого рабочего окружения.
Что такое WM
было так же сказано выше. Можно выделить три вида оконных менеджеров:
Стековые
(плавающие
, англ.stacking
,floating
) следуют классической метафоре, которая на данный момент самая удобная и популярная. Классическое расположение окон, которые могут накладываться и перекрывать друг друга;Фреймовые
(англ.tiling
) WM располагают окна в видефреймов
(плиток
), эти фреймы не способны перекрывать друг друга, подобное поведение встречается в графическом интерфейсе Windows 1.x. Наиболее удобно использовать такие оконные менеджеры посредством клавиатуры, хотя поддержка мыши во многих из них также присутствует;Динамические
(например, i3wm) - динамически переключаются между двумя режимами, описанными выше (стековый
ифреймовый
режимы). Поддержка мыши есть в большинстве из них.